03.10.2017 15:40 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Информация по переходу на новую систему организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Челябинской области

В 2014-2015 годах в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» внесены существенные изменения, направленные на создание новой системы обращения с ТКО.

Суть новой системы обращения с ТКО заключается в переходе к цивилизованному и безопасному обращению с отходами, исключающему негативное воздействие на окружающую среду. В будущем это должно привести к сокращению объемов захоронения отходов, а весь поток вновь образуемых отходов должен направляться на сортировку, чтобы выбрать из него опасные отходов, такие как ртутные лампы, батарейки, и отходы, пригодные для повторного использования (такие как пластик, стекло, бумага), направить на переработку. 

Основными изменениями законодательства при переходе на новую систему обращения с отходами являются:

- перераспределение полномочий в области обращения с ТКО между субъектами РФ и ОМСУ;

- необходимость разработки территориальной схемы обращения с отходами, определяющей систему обращения с ТКО на территории субъекта РФ;

- введение регионального оператора по обращению с ТКО и переход услуги за сбор и вывоз мусора из разряда жилищной в коммунальную;

- запрет на захоронение отходов без предварительной сортировки.

С 1 января 2016 года полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО возложены на субъекты РФ.

Органы местного самоуправления участвуют в организации этой деятельности.

Условно создание новой системы обращения с отходами можно разделить на 2 этапа:

1 этап: разработка и утверждение территориальных схем в области обращения с отходами;

2 этап: выбор регионального оператора по обращению с ТКО и перевод услуги по обращению с отходами в коммунальную услугу.

Федеральным законом № 486-ФЗ от 28.12.16 г. для субъектов РФ установлен переходный период по отбору региональных операторов до марта 2018 года, но в 2017 году, объявленном Годом экологии, переход на новую систему организации обращения с отходами является одним из приоритетных направлений, в том числе для Челябинской области. Данное мероприятие неосуществимо в полной мере без работы регионального оператора.

 

 

 

1 этап. Разработка территориальная схема обращения с отходами

Территориальная схема обращения с отходами — это описание системы организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, как существующей так и перспективной. То есть территориальная схема отражает существующее состояние сферы обращения с ТКО, а также перспективы ее развития с альтернативными вариантами до 2026 г.

В Территориальной схеме содержится информация об источниках образования отходов, количестве и местах накопления отходов; объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, определяется схема потоков отходов от мест их образования до объектов обращения (сортировочных комплексов, перегрузочных станций, полигонов).

Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области согласована с Федеральной службой Росприроднадзора, Управлением Росприроднадзора по Челябинской области и утверждена Приказом Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 г. № 844.

Также разработана электронная модель территориальной схемы.

Территориальная схема и ее электронная модель размещены на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области.

Территориальная схема Челябинской области предполагает кластерный подход, поскольку каждая территория уникальна по своим характеристикам — объемам образования ТКО, составу ТКО, логистическим возможностям. Кластерный подход ориентирован на объединение территории небольших городов с крупными административными центрами с целью решения проблемы обращения с ТКО на территории всех муниципальных образований Челябинской области. Таким образом, Челябинская область поделена на 6 кластеров, каждый из которых объединяет несколько муниципалитетов: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский кластеры. В каждом кластере предусмотрены объекты обращения с ТКО — мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные комплексы и объекты конечного размещения ТКО, не подлежащих переработке (полигоны ТКО).

Все организации, которые работают в сфере обращения с ТКО добросовестно и вкладывают свои средства, учтены в территориальной схеме.

По состоянию на 01.09.2017 г. в Государственный реестр объектов размещения отходов внесены 6 объектов размещения ТКО (в настоящее время ТКО размещаются также на 421 месте их размещения (свалки)).

В каждом из 6-ти кластеров будут созданы современные объекты для обращения с ТКО, отвечающие всем требованиям законодательства, и будет определен региональный оператор по обращению с ТКО. Так, в Магнитогорском кластере в рамках государственно-частного партнерства уже закончено проектирование нового современного полигона и мощностей по переработке ТБО, а также уже выбран региональный оператор.

Министерством экологии Челябинской области 27 июля 2017 года объявлен конкурс на выбор концессионера по Челябинскому кластеру, до 01.01.2018 г. по Челябинскому кластеру должен будет определен региональный оператор.

Концессионер построит 2 мусороперегрузочных станции в городе Челябинске, 3 мусороперегрузочных станций в муниципальных районах Челябинского кластера, мусоросортировочный комплекс мощностью 500 тысяч тон в год и полигон для захоронения неутилизируемых отходов.

Также конкурс на выбор регионального оператора по поручению Губернатора будет объявлен в ближайшее время и в Кыштымском кластере.

Подготовительная работа к конкурсу на выбор регионального оператора начнётся в Карабашском и Саткинском кластерах.

По поручению Губернатора Челябинской области будет создана отдельная рабочая группа по Усть-Катавскому кластеру, их главной задачей будет разработать дорожную карту по внедрению новой системы обращения с отходами в территориях и определить места для расположения мусороперегрузочной станции, мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО.

По Карабашскому кластеру рассматривается строительство  и реконструкция следующих объектов:

- увеличение мощности полигона ТБО в Карабаше до 150 000 т/год;

- строительство мусоросортировочного комплекса для обслуживания Карабашского городского округа 20 000 т/год.

Создание новых, перспективных объектов обращения с ТКО (мусоросортировочных комплексов, полигонов), предусмотренных территориальной схемой возможно за счет разных  источников:

- средства частных инвестиций (как например, в настоящее время ведется работа по созданию объектов на территории Магнитогорского кластера,  так же планируется посредством заключения концессионного соглашения такую же работу провести  на территории  Челябинского кластера); 

- средства экологического сбора (в форме предоставления субсидии субъекту РФ), поступающие в Федеральный бюджет от уплаты производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Средства экологического сбора могут направляться помимо прочих целей и на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов обращения с отходами, а также непосредственно на строительство и оснащение таких объектов. Хотя, к сожалению, механизм предоставления субсидий субъектам РФ за счет средств экологического сбора не определен;

- средств регионального оператора. Согласно Правилам конкурсного отбора регионального оператора обязательства регоператора по созданию объектов обращения с отходами могут быть оформлены концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Эти  обязательства по созданию объектов обращения с отходами учитываются при оценке заявок, поданных для участия в конкурсе по отбору регионального оператора.

Так же в настоящее время разработан проект государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018-2025 годы, включающий подпрограмму «Организация системы обращения с отходами производства и потребления на территории Челябинской области», в нее включены мероприятия по созданию объектов обращения с ТКО, проектированию и рекультивации мест размещения ТКО и др. 

 

 2 этап: выбор регионального оператора по обращению с ТКО и перевод услуги в коммунальную услугу

В соответствии с законодательством сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.

В Челябинской области органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение конкурсного отбора региональных операторов, является Министерство экологии Челябинской области.

В связи с тем, что территориальной схемой определено 6 кластеров Челябинской области принято решение об организации  6-ти конкурсных процедур, чтобы в каждом кластере был отдельный региональный оператор, поскольку  необходим дифференцированный подход к каждой территории.

В настоящее время на федеральном уровне приняты все необходимые подзаконные акты для проведения конкурсных процедур отбора регионального оператора.

Конкурсные процедуры по выбору региональных операторов планируется организовать в течение 2017-2018 гг. В том числе в 2017 году будут организованы конкурсы по отбору регоператоров по Магнитогорскому, Челябинскому и Кыштымскому кластерам.

Сроки проведения конкурсных процедур по отбору регионального оператора  - от 30 до 60 дней в зависимости от количества участников конкурса и этапов конкурсного отбора.  

После заключения соглашения с региональным оператором ему устанавливается единый тариф на услуги по обращению с ТКО. В состав единого тарифа регионального оператора входят тарифы на обработку ТКО (сортировку), захоронение на полигоне, обезвреживание (в том числе опасных отходов), а также затраты регоператора на сбор и транспортировку ТКО. Тариф утверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора должны быть представлены региональным оператором в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июля 2018 года.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года

С момента начала работы регионального оператора решается вопрос ликвидации несанкционированных свалок. Поскольку в соответствии с законодательством региональный оператор организует деятельность по уборке несанкционированных свалок за счет собственников земельных участков, на которых они расположены. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 г. № 1156).

Кроме этого должна быть решена проблема содержания контейнерных площадок, поскольку обязанность по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования, указывается в документации об отборе регионального оператора (либо регоператор, либо муниципалитет).

 

Полномочия органов местного самоуправления:

Федеральным законодательством определены полномочия ОМСУ по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на территориях соответствующих муниципалитетов.

Формы участия муниципалитетов в организации деятельности по обращению с ТКО не определены федеральным законодательством и не могут быть урегулированы в региональных нормативных актах ввиду отсутствия таких полномочий у субъектов Российской Федерации.

Для более эффективной работы новой системы обращения с ТКО необходима конкретизация полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО. Возможны два альтернативных пути решения данной проблемы: определить в федеральном законодательстве конкретные формы участия органов местного самоуправления в организации деятельности по обращению с ТКО, либо дополнить полномочия субъектов Российской Федерации пунктом по установлению в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации форм участия органов местного самоуправления в организации деятельности по обращению с ТКО.

 

Порядок сбора ТКО, в том числе их раздельного сбора, на территории Челябинской области утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 г. № 307-П.

 

Источник информации: http://www.mineco174.ru

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38