Меню
16+

Официальный сайт администрации Карабашского городского округа

28.02.2020 11:39 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Стенограмма выступления губернатора Челябинской области А.Л. Текслера на заседании Правления Челябинской областной ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей»

Коллеги!

В своем недавнем Послании Президент указал четкие векторы развития страны. Обозначил задачи как перед регионами, так и перед промышленными предприятиями — лидерами отечественной экономики. И очень важно, думаю, вы это тоже отметили, что Послание несет мощный социальный заряд. Президент подчеркнул, что главной целью совместных усилий государства и бизнеса должно быть повышение уровня жизни людей, реальных доходов граждан. Только так Россия сможет совершить качественный прорыв в демографии, экономике, политике.

Мы хорошо понимаем, что этот посыл проецируется на все регионы.

Сейчас я предлагаю обсудить несколько общих для нас приоритетных задач. Это поступательный рост инвестиций и заработной платы в реальном секторе экономики. Остановлюсь на каждом направлении отдельно.

Рост инвестиций.

Напомню, Президент в Послании поставил задачу обеспечить ежегодный прирост инвестиций не менее чем на 5% в год и увеличить к 2024 году их долю в ВВП страны до 25%.

Для нас это, конечно, тоже актуально. По предварительным статистическим данным, благодаря, в первую очередь, вашей активной позиции, регион по итогам прошлого года обеспечил пятипроцентный рост капвложений. В первую очередь, правда, за счет крупных промышленных проектов.

И специфика нашего региона заключается в том, что для нас 5 процентов роста – это мало.

Во-первых, потому что мы отстали от некоторых наших соседей.

Во-вторых, я уверен, что у наших предприятий есть достаточный потенциал к инвестированию.

Я сам не очень люблю постоянные сравнения нас со Свердловской областью, но сейчас считаю это оправданным.

В 2007-2008 годах разрыв между нашими регионами по остаточной стоимости основных фондов на балансах предприятий составлял примерно треть. Сейчас (в 2018 году) этот разрыв вырос до 70%. А по полной стоимости имущества, без учёта его износа, рост еще больше – он уже почти 100% (99%), то есть разрыв уже двукратный. Я понимаю, что причин для этого много, в том числе отношение региональной власти к бизнесу в эти годы. На что я обращал и обращаю внимание, сейчас ситуация в нашем регионе кардинально изменилась.

Другая причина этого – опережающий рост объема инвестиций у наших соседей.

Анализ показывает, что на первый взгляд объем чистой прибыли, которая реинвестируется, в нашем регионе достаточно высок, но наши коллеги-свердловчане идут дальше. Они используют проектное и заемное финансирование. Объем их инвестиций стабильно превышает прибыль в регионе.

За счет этого наши соседи не только модернизируют действующие производства, что в целом характерно и для нас, но создали новые промышленные площадки и даже бизнесы, которых раньше не было в регионе. Это повлекло за собой соответствующий прирост региональных доходов. Именно поэтому Свердловская область имеет сегодня возможность, в том числе, льготировать малый и средний бизнес, таким образом, быть более привлекательной для него, и маховик развития выходит на следующий круг.

Любой экономист нам скажет, что дело тут не только в разнице экономических потенциалов Южного и Среднего Урала.

Коллеги, нам нужно идти вперёд! Поэтому я говорю об опережающем росте инвестиций, даже выше тех параметров, которые определил Президент. В идеале ежегодные инвестиции по региону нужно удвоить. И здесь целесообразно вкладывать не только собственные, но и привлеченные средства, развивать не только привычные, но и создавать новые сектора региональной экономики, запускать новые высокотехнологичные производства, поддерживать социальные, образовательные и инфраструктурные проекты.

Одним из таких драйверов должна стать Экология и реализация соответствующего нацпроекта. Нужно сказать, что у нас в регионе все крупные предприятия активно подключились к комплексному плану по снижению выбросов загрязняющих веществ. До 2024 года согласованные инвестиции предприятий Южного Урала в повышение экологичности производства, снижение выбросов составят свыше 50 миллиардов рублей. Сейчас мы также распространяем практику экологических соглашений на промышленные предприятия области во всех промышленных городах, и я надеюсь, коллеги, уже в первой половине этого года мы такие соглашения заключим. За счёт этого потенциал роста инвестиций тоже будет выше.

Понимая, что наибольшее количество вопросов по качеству воздуха у жителей Челябинска, предлагаю челябинским промышленным предприятиям обсудить дополнительные экологические мероприятия, чтобы решить проблему с воздухом в мегаполисе уже в ближайшие годы – раз и навсегда. Напомню, что региональная власть, в свою очередь, в рамках национального проекта Экология уже в этом году завершит техническую часть рекультивации городской свалки, что существенно скажется на качестве воздуха в Челябинске. На очереди рекультивация свалок в Магнитогорске, Златоусте и Миассе.

Еще раз повторюсь, коллеги, у региона есть потенциал к инвестиционному росту, это точно! И мы будем этому способствовать. Ведь любое предприятие вкладывается в свое будущее, в новые проекты, когда видит гарантии стабильности условий для ведения бизнеса, надежный рынок сбыта и эффект от первоначально вложенных средств.

По моей инициативе в сентябре 2019 года в интересах инвесторов введен инвестиционный налоговый вычет. Он позволяет существенно уменьшать сумму налога на прибыль, зачисляемую в бюджет области, на объем расходов на приобретение, строительство или модернизацию основных средств. Эта преференция уже работает. В 2020 году мы планируем увеличить число категорий налогоплательщиков, которые имеют право на такой вычет. Пока это обсуждается, но я вам назову эти категории:

1) организации-резиденты аккредитованных индустриальных (промышленных) парков;

2) организации, реализующие инвестиционные проекты в сферах здравоохранения, образования, туризма;

3) организации, осуществляющие расходы на создание объектов инфраструктуры;

4) организации, реализующие мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

5) организации, заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений – это в случае принятия Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации».

Полагаю, вам известно о проекте этого закона. По поручению Президента он должен быть принят до апреля 2020 года. Законопроектом предполагается возможность заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, которые гарантируют неизменность налоговых условий и возможность предоставления преференций для реализации проектов. Соглашения могут заключаться как с Российской Федерацией, так и с субъектом (порог для РФ свыше 250 млн рублей, для субъектов свыше 200,0 млн рублей). Инвесторы смогут заключать такие соглашения (СЗПК) до 1 января 2030 года.

Мы сейчас просчитываем, какие наши компании смогут воспользоваться преференциями нового закона. Я поручил коллегам в Правительстве области сделать эту работу более открытой, прошу вас также взаимодействовать с коллегами из экономического блока.

Учитывая масштабную задачу по росту инвестиций, предлагаю объединить наши усилия по ее достижению. Думаю, вы заметили, как за последние месяцы в области изменилась парадигма отношений власти и бизнеса. Самым заметным шагом после нашей первой встречи в прошлом году стало создание Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов. Мы с вами выполнили значительную часть договоренностей в сфере природоохранных мероприятий. Продолжаем помогать предприятиям оборонно-промышленного комплекса встраиваться во всероссийскую, межрегиональную и внутриобластную кооперацию, включаться в уже сформированные цепочки поставок крупных корпораций и холдингов, в том числе ПАО «Газпром», «Транснефти», «Сибура», ряда других предприятий. Представители Российского энергетического агентства, подведомственного Министерству энергетики, ответственные за импортозамещение в ТЭК, вышли на деловые контакты с рядом наших предприятий – СКБ Турбина, «Электромашина», Кыштымский радиозавод, «Полёт». Напомню ТЭК – крупнейший заказчик продукции и услуг в стране.

В плане поддержки участия наших заводов в работе по выполнению госконтрактов обеспечена поставка трамваев УКВЗ на 330 миллионов в Магнитогорск (мы сопровождали этот процесс на федеральном уровне).

В ближайшее время организуем визиты в регион руководителей и деловых делегаций Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации, «Ростеха», «Роскосмоса». Уже сформировали дорожные карты по взаимодействию с «Росатомом».

Наконец, мощным импульсом для развития бизнеса становятся национальные проекты. Одним из механизмов участия бизнеса в них является поставка продукции для государственных и муниципальных нужд. И для наших компаний это прекрасная возможность работать и зарабатывать по всей стране, а прибыль инвестировать в родную область.

Когда мы говорим о новом облике региона, о социальной ответственности бизнеса, речь, конечно, идет не только об инвестициях в экономику, но и инвестициях в социальную сферу. Принципиально важно заслужить доверие южноуральцев. Поэтому я также предлагаю вкладывать и в социальную сферу. И у нас есть хорошие примеры.

Один из них – проект «Притяжение» в Магнитогорске, который предполагает многомиллиардный объем социальных инвестиций в инфраструктуру города за счёт средств ММК. Проект предусматривает беспрецедентное для региона развитие городской территории, создаёт доминанту развития Магнитогорска на десятилетия вперёд.

Регион, естественно, не останется в стороне, и нами совместно с федеральным центром предусматривается строительство многопрофильного медицинского центра в городе Металлургов.

Такие проекты оказывают существенное влияние на развитие экономики не только Магнитогорска, но и всего региона и его жителей. Я благодарю Виктора Филипповича Рашникова за активную позицию в этом вопросе.

Еще одним примером социального партнерства в регионе является поддержка «Русской медной компанией» развития Карабаша и других территорий. Успешно взаимодействуют власть и бизнес в Сатке (компания Магнезит), в территориях, где работает ЮГК («Южуралзолото»). ЧТПЗ помогает в развитии челябинской культуры. Есть и другие примеры.

Безусловно, по многим позициям мы еще находимся в начале пути, но мы ясно видим цели и будем идти к ним вместе. Я призываю вас по-новому взглянуть на инвестиционные цели предприятий. Помнить о социальной ответственности бизнеса перед жителями тех территорий, где формируется основная прибыль ваших компаний. Именно к этому призвал в своем Послании и Президент страны, когда говорил о необходимости серьезно увеличить вложения в создание и обновление рабочих мест в регионах, в инфраструктуру, в развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и других отраслей экономики.

Правительство области, со своей стороны, в дополнение к существующим мерам поддержки инвесторов, готово разработать новые инструменты, которые смогут обеспечить стабильные условия для развития бизнеса.

Жду ваших предложений, коллеги! Всегда открыт для делового общения, нацелен на конструктивную совместную работу.

Повышение доходов населения.

Еще один принципиальный вопрос – это обеспечение роста зарплаты работников предприятий. Об этом в своем Послании недавно говорил и Президент. Цитирую: «Сейчас, опираясь на устойчивый макроэкономический фундамент, нужно создать условия для существенного повышения реальных доходов граждан».

Отмечу, что, с одной стороны, ситуация на рынке труда в регионе стабильная. В частности, уже несколько лет мы видим снижение уровня регистрируемой безработицы, стабильность спроса на наёмный труд, снижение напряженности по вакансиям. По итогам 2019 года зарегистрирован рекордно низкий уровень безработицы – около 21 тысячи человек. Мы находимся в периоде увеличения стоимости трудовых ресурсов для каждой организации и предприятия. Это обстоятельство также объективно делает вопрос роста заработной платы актуальным.

Сейчас Челябинская область находится на 36-м месте среди регионов страны по уровню зарплат. Для сравнения, у наших соседей из Свердловской области номинальная заработная плата за 2019 год составила около 41 тысячи рублей, в Тюменской области (без округов — ХМАО и ЯНАО) – 48 тысяч. У нас этот показатель составил около 37,2 тысяч рублей.

Мы ставим амбициозную задачу – увеличение к 2024 году заработной платы работающего населения в 1,5 раза к уровню 2018 года и необходимо, чтобы существующие темпы зарплаты соответствовали масштабу поставленной цели. Поэтому считаю необходимым обсудить с вами возможность ежегодного роста зарплат в реальном секторе, который бы опережал индекс потребительских цен, что позволит нам решить эту задачу.

Да, я понимаю, что для такого роста заработной платы работников необходимы достаточно серьезные затраты. Например, только для бюджетной сферы до 2024 года в рамках действующего законодательства на эти цели мы выделим 55 миллиардов рублей. С учетом задачи увеличения зарплаты в полтора раза потребуются дополнительные финансовые средства. Получить их мы можем только через рост объемов инвестиций и производительности труда. Рост зарплаты объективно приведет к росту потребительского спроса, что, в свою очередь, дает дополнительный импульс развитию экономики.

Еще одним источником потенциального роста заработной платы за счет снижения издержек и увеличения средств, остающихся в экономике региона, должно стать развитие региональной кооперации. За прошедший год я побывал на большинстве наших предприятий, встречался с руководителями, владельцами, увидел серьезный потенциал каждого производства. И могу с уверенностью сказать, что мы у себя в области в рамках внутренней кооперации готовы произвести практически любую продукцию. Южный Урал в этом смысле просто уникальный регион с максимальным набором компетенций. И нам необходимо в полной мере использовать свои колоссальные возможности и резервы.

Считаю внутриобластную кооперацию нашим значимым приоритетом – это наша реальная возможность нарастить экономическую мощь всего региона и отдельно взятых предприятий – крупных, средних, малых.

Возвращаясь к социальному партнерству, предлагаю вам – руководителям крупнейших предприятия региона – уже в ближайшее время определиться со своими возможностями по опережающему росту заработной платы работников по отношению к индексу потребительских цен с учетом сохранения стабильности и поступательного развития предприятий.

Действовать нужно динамично, и я прошу вас, как одну из сторон социального партнерства, в марте текущего года рассмотреть возможность подписания Дополнительное соглашение к Региональному трехстороннему соглашению. Этот документ должен закрепить приоритет роста доходов работающих граждан. Предлагаю договориться о совместных мерах по обеспечению опережающего роста реальной заработной платы работников относительно размера индекса потребительских цен на товары и услуги.

Принятие Допсоглашения станет важным шагом к формированию нового Регионального трехстороннего соглашения уже на новый период 2021 – 2023 годы. Важно понимать, что социальное партнерство в современных условиях становится выгодным, что это возможность развития человеческого капитала как на отдельно взятом предприятии, так и в целом в регионе. Инвестиции в человека становятся залогом успеха любого бизнеса, и я уверен, что мы в этом вопросе, как и в других, союзники и единомышленники.

Уважаемые коллеги!

Ещё раз, завершая свое выступление, хотел бы резюмировать.

Нам необходим рост инвестиций, как в модернизацию действующих производств, так и в создание новых бизнесов, инвестиции в социальные объекты и инфраструктуру. Мы готовы такие проекты предоставить. А также нам важен опережающий рост заработных плат и доходов граждан региона.

Спасибо!

Предоставляю слово для выступления Виктору Филипповичу Рашникову.

После обсудим эти вопросы в режиме диалога.

Источник: https://gubernator74.ru/

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2